Связь интеллекта и творческих способностей

Согласно обоснованному мнению ученых, творческие способности в той или иной степени присущи каждому человеку. Однако, многие и не догадываются, что, имея в себе задатки талантов и дарований, способны их развивать и раскрывать достаточно ярко. Для этого полезно ознакомиться с сущностью вопроса зависимости креативных способностей от интеллекта.

Обычно творческие дарования разделяют на три вида: во-первых, это свойства человека, связанные с его интересами, во-вторых, способности, зависящие от темперамента, и, в-третьих, свойства его интеллекта и склада ума.

Последняя категория интеллектуальных способностей наиболее интересна, так как позволяет воочию наблюдать проявления творчества, не прибегая к исследованию жизни гениев, а обращаясь непосредственно к повседневной жизни.

Рассмотрим главные составляющие интеллектуальных творческих способностей.

Умение решать проблемы. Мозг человека легко воспринимает только то, что вписывается в некую систему сложившихся представлений. Всю лишнюю информацию человек, как правило, бессознательно отбрасывает. По выражению А. Эйнштейна, наши теории определяют то, что мы видим. Наверное, самым удивительным свойством интеллекта, присущим творческим личностям, является способность видеть то, что находится за рамками общепринятых теорий, - находить решения проблемы там, где встретить его меньше всего ожидаешь.

Способность к кодированию информации. Замечено, что разные категории людей запоминают и обрабатывают информацию, прибегая к различным типам символов и кодов. Например, кому-то легче воспринимать информацию со слуха, кто-то проще запоминает зрительные и пространственные образы, иному без труда поддаются буквенные или цифровые коды и символы. Для развития творческого потенциала интеллекта полезно научиться манипулировать всеми категориями кодов и применять разные типы мышления. Но не стоит забывать, что наиболее продуктивного мышления достигают, если удается найти наиболее приемлемый способ восприятия и запоминания информации.

Свойство выражать сложные понятия через простые и сжатые символы. В решении какой-либо задачи или проблемы некоторым очень сложно охватить всю картину целиком, одновременно представить все сопутствующие условия и возможные варианты решения. Высшим проявлением интеллекта можно считать способность к формированию обобщающих понятий, которые включают в себя более частные положения и операции. Развитому интеллекту свойственно создавать метаязык, - набор ёмких, информационно насыщенных, и в тоже время, лаконичных и четких понятий и определений.

Склонность к ассоциативному мышлению. Эта составляющая интеллекта выражается в способности легко и непринужденно связывать различные по смыслу и тематике понятия, перебрасывать семантические и логические мостики между отдаленными областями знаний по кратчайшему пути.

Способность строить аналогии и переносить смысл. Удивительное свойство творческого интеллекта – умение находить аналогии, обобщать понятия и вырабатывать некий общий подход и стратегию в решении проблем. На практике высоко ценится умение применять опыт, полученный в решении какой-либо либо одной задачи, в совершенно новых и непохожих условиях и обстоятельствах.

Умение генерировать новые идеи. Величайшее свойство творческой одаренности – способность легко создавать новые идеи и подходы. Причем абсолютно неважно, будут ли все идеи истинны. Это свойство интеллекта интересно тем, что чем больше человек способен породить идей, тем больше вероятность, что среди них окажутся хорошие и оригинальные решения.

Суммирование опыта и оценка полученных результатов. Умение не только собрать информацию и найти приемлемый способ её обработки, но и способность выбрать самое важное, закрепить в памяти, подытожить и оценить – одно из главных свойств интеллекта.

Тема интеллектуальных способностей - это не только область отвлеченных знаний, но и вопрос, представляющий интерес с практической точки зрения, так как развитие творческих навыков и дарований касается и методологии образования и непосредственно учебного процесса, и, конечно же, самосовершенствования и умственного развития. Поэтому центральной темой многих психологических исследований, философских систем и направлений было творчество. Особое внимание этой тематике уделяла философия русского зарубежья. Например, её величайшие представители Н. Бердяев и И. Ильин, несмотря на то, что они выражали совершенно противоположные взгляды, к примеру, дискутировали по вопросу противления злу силой, по-разному принимали белое движение, однако теме обоснования творчества, духовного и интеллектуального развития единодушно отводили важное место в своих трудах.

Категории и рубрики: