Дуальная система как вызов безработице

26 апреля 2013 года в городе Темиртау Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с акиматом Карагандинской области провело Второй Темиртауский форум «Опыт работы по внедрению дуальной системы в техническом и профессиональном образовании».

Отрадно, что решения и рекомендации Первого Темиртауского форума по внедрению дуальной системы обучения в течение года уже были внедрены на практике. Так, более 100 организациями и предприятиями Казахстана уже внедрены элементы дуального обучения в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, нефтегазовое, химическое производство, сельское хозяйство. Предприятиями республики предоставлено 170,3 тысячи рабочих мест для прохождения практики. Кроме того, размещен заказ на обучение и стипендии за счет средств работодателей в объеме 5,1 тысячи мест.

Дуальная система продолжает набирать обороты в нашей стране. Как результат, в рамках форума был подписан меморандум о сотрудничестве между акимом Павлодарской области и Немецкой Академией сельского хозяйства «DEULA». Практическое применение получили договоры дочерних компаний ФНБ «Самрук-Казына» с 22 учебными заведениями ТиПО, такие как АО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «KEGOC», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «Фонд недвижимости Самрук-Казына».

Вместе с тем, в рамках подписанного многостороннего соглашения между министерством, АО НК «Казақстан Темір Жолы» и 17 учебными заведениями железнодорожного профиля на базе Центра технологий на транспорте НК «Қазақстан темір жолы» прошли практическое обучение 137 студентов колледжей с правом дальнейшего трудоустройства.

В свою очередь, в ходе Второго Темиртауского форума вице-министр образования и науки РК Саят Шаяхметов отметил, что работодатели уже активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, а также во внедрении независимой системы оценки сертификации.

«На сегодня в стране функционируют 32 учебных центра, из них при предприятиях - 22. Анализ учебных центров в разрезе отраслей показывает преобладающее количество центров в строительной отрасли - 7 единиц, это 18,9 процента, в горно-металлургической отрасли 6 единиц - 16,2 процента, в энергетической отрасли 5 единиц - 13,5 процента. Наименьшее количество центров отмечается в сфере АПК и в сфере обслуживании - всего по одной единице»,- отметил Саят Шаяхметов.

В целом, по информации Министерства образования и науки, в Казахстане в настоящее время действуют 882 профессионально-технических учебных заведения. Среди них 513 государственных и 369 частных. В них обучаются 609 тысяч человек по 177 специальностям и 416 квалификациям.

Также вице-министр отметил, что есть проблемы с наставничеством, и что в перспективе предстоит найти формы внедрения этой работы и инструменты ее поощрения.

Вместе с тем, имеет место недостаточная заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров.

«Для стимулирования предприятий, работающих по дуальной системе, министерством предложено уменьшить налогооблагаемый доход на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5. В проект Предпринимательского кодекса нами внесены нормы по квотированию рабочих мест от 3% для практики и трудоустройства молодых специалистов»,- подытожил вице-министр.

Для дуальной системы обучения характерно следующее. 70-80 процентов обучения проходит на производстве: 3-4 дня в неделю ученик учится на предприятии и 1-2 дня в колледже. Треть учебных программ охватывает общеобразовательные дисциплины и две трети - предметы по специальности. Срок обучения составляет от 2 до 3,5 лет, и основные затраты по обучению несет предприятие.

Источники zakon.kz, zakon.kz, zakon.kz, zakon.kz, zakon.kz, zakon.kz

Обучение: 
Страны: