Болонская система в образовании

Уже несколько лет на территориях таких стран СНГ, как Россия, Украина, Казахстан, ведутся работы по внедрению в систему обучения болонской системы, принятой на территории всего Евросоюза. В принципе, идеи, лежащие в основе болонской системы, неплохи, и эффективность этой системы обучения в европейских странах не подлежит сомнению. Однако на постсоветских территориях, где долгие годы обучение проводилось по совершенно иным признакам, возникают разного рода сложности во внедрении болонской системы.

Прежде всего болонский процесс направлен на разработку единых критериев оценивания знаний, единых систем выставления оценок. Кроме того, студент в соответствии с болонским процессом должен иметь право выбирать предметы, которые он хочет изучать. К примеру, его может интересовать комплексное продвижение сайтов или история философии, контекстная реклама на Яндекс Директ или высшая математика, маркетинговые технологии или электротехника – что угодно, но выбирать студент должен сам.

А система кредитов и модулей направлена на оптимизацию учебного процесса, стимулирование у студента мыслительной деятельности, на то, чтобы позволить человеку учиться в течение всей жизни. Традиционная пятибалльная система в рамках болонского процесса неприемлема, оценивание производится по 100-бальной, или стопроцентной, системе, а также в буквенном выражении – A, B, C, D, E, F. Т.е. если бы удалось разработать хороший механизм внедрения этой системы – все было бы просто отлично.

Что мы имеем в результате? Преподаватели так и работают по привычной пятибалльной системе, лишь в конце модуля или семестра изобретая методики перевода их в 100-бальную систему. Нет единого механизма внедрения модульно-кредитной системы, каждый ВУЗ решает эту проблему по-своему, а что касается свободного выбора предметов – это находит отражение только в документах, по сути же, студенты продолжают учиться по учебной программе, разработанной правительством.

Кроме того, система тестирования, на которой базируется болонская система обучения, в большинстве случаев не может объективно оценить знания студента – в свободной форме изложения, в полете мысли развивается логическое мышление, творческий подход к проблеме, собственное видение ситуации. Всего этого тестирование показать не может – это всего лишь набор формальных ответов, пусть и более удобных для проверки.

Таким образом, над внедрением болонской системы в образование специалистам придется работать долгое время, пока не будет найдено правильное сочетание идей болонского процесса и объективных условий учебы в той или иной местности, правильный и единый механизм внедрения этих систем во все ВУЗы государства.

При подготовке использовались материалы компании SEO complex.

Категории и рубрики: 
Обучение: 

Комментарии

Аватар пользователя Тимур

эффективность этой системы обучения в европейских странах не подлежит сомнению

Я хочу оспорить это утверждение.
Так, например, в Финляндии в Техническом университете города Хельсинки 85% студентов не в состоянии освоить 120 кредитов, которые им положены по стандарту, за период обучения.
Во-вторых, повышается нагрузка на преподавателей. Теперь преподаватели ведут 10-15 дисциплин, чтобы набрать времени на одну ставку. Это постепенно приводит к тому, что университеты превращаются в фабрики дипломов.
В-третьих, по свидетельству голландцев, где эта система была внедрена пять лет назад, "пока что бакалавр в Голландии может найти хорошую работу лишь с трудом".