Министр Туймебаев рассказал о том, как выбрать профессию

Министр Образования и Науки РК Ж.Туймебаев- Жансеит Кансеитович, как идет подготовка в вашем министерстве к тестированию, будут ли внедрены какие-нибудь новшества в ЕНТ-2009 года?

– ЕНТ в этом году будет проводиться в том же формате, что и в прошлом. С 4 по 10 июня. В этом году к чистому времени, необходимому для выполнения заданий, добавлено еще 30 минут. Выпускники смогут отвечать на вопросы в течение 3,5 часов.

Изменился и порядок обращения в апелляционную комиссию. Теперь выпускники могут обратиться в апелляционную комиссию после объявления результатов тестирования, если они не согласны с ними. Заявления будут приниматься до 13.00 часов следующего дня.

В 2009 году выпускники школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, желающие в текущем году продолжить образование в колледжах и организациях высшего образования, смогут сдавать ЕНТ на казахском или русском языках. Комплексное тестирование (КТА) в таком случае они не сдают.

Каким образом будет обеспечена секретность кодов ЕНТ?

– Министерство, как вы знаете, инициировало внесение в Закон РК “О госсекретах” положений об отнесении кодов правильных ответов тестовых заданий к категории государственных секретов. В Национальном центре тестирования создан отдел по работе с государственными секретами, введена штатная единица заместителя директора, курирующего работу всех структурных подразделений по соблюдению режима секретности. Сохранность и конфиденциальность экзаменационных материалов обеспечивается путем организации дежурства сотрудников КНБ. Доставка экзаменационных материалов по регионам будет осуществляться спецсвязью АО «Казпочта».

В целях сохранения конфиденциальности, номера книжек-вопросников, номера варианта кодируются и объявляются участникам за полчаса до окончания ЕНТ. Кодирование номеров книжек-вопросников является дополнительной надежной защитой ЕНТ, оно не позволит воспользоваться кодами правильных ответов в случае их возможной утечки, либо хищения самой книжки.

Напомните, пожалуйста, условия поступления в вузы путем сдачи ЕНТ и комплексного тестирования.

– ЕНТ совмещает получение аттестата о среднем образовании и поступление в высшие учебные заведения и колледжи. В обязательном порядке сдают ЕНТ претенденты на знак «Алтын белгі» и аттестат о среднем образовании с отличием. Для выпускников, не желающих участвовать в ЕНТ, традиционно в школах проходят итоговые экзамены. Но в этом случае у них нет возможности поступить в колледжи и высшие учебные заведения Казахстана в текущем году.

Тестирование будет проходить по 5-ти предметам: язык обучения, математика, история Казахстана, казахский язык для школ с негосударственным языком обучения (русский язык для школ с казахским языком обучения) и предмет по выбору, который при поступлении в вуз будет определять избранную специальность подготовки. Согласно Закону «Об образовании» государственный и русский языки являются обязательными предметами ЕНТ для получения аттестата о среднем образовании.

Комплексное тестирование же для поступающих в вузы проводится по 4-м предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана и предмету по выбору (география, физика, биология, химия, қазақ әдебиеті (русская литература), иностранный язык). Количество тестовых заданий по каждому предмету – 25. Всего тестовых заданий – 100.

Комплексное тестирование абитуриентов проводится для выпускников прошлых лет; школьников, обучавшихся по линии международного обмена за рубежом, не принявших участие в ЕНТ; выпускников средних общеобразовательных учебных заведений с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; выпускников республиканских музыкальных школ-интернатов; выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений; лиц, окончивших учебные заведения за рубежом.

Какие льготы есть у выпускников для поступления в вузы?

– Установлены квоты приема при поступлении на учебу в вузы и колледжи: для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Казахстана (2% от утвержденного объема государственного образовательного заказа); для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов (0,5%); для лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны (0,5%); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1%).

Для выпускников сельских организаций образования, поступающих на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села, выделяется 30-процентная квота.

При проведении конкурса на получение грантов (госзаказа) преимущественное право имеют учащиеся, награжденные знаком "Алтын белгi", победители международных олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами I, II, III степени), республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований (награжденные дипломами I, II, III степени) последних трех лет, а также победители республиканских олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами I, II, III степени) текущего года при условии соответствия выбранной ими специальности предмету олимпиады, научного соревнования, конкурса или спортивного соревнования, по которому они являются победителями.

К нам обращается немало читателей, которые не определились с выбором специальности. В основном это родители старшеклассников, оканчивающих школу, а также молодые семейные люди, имеющие только среднее школьное образование. Что можете им посоветовать?

– Выбор специальности, а значит и выбор будущего рода занятий, определяется рядом факторов. Прежде всего, это тяга к тем или иным наукам. Например, одни дети - с явными гуманитарными способностями, другие – с техническими, третьи отдают предпочтение естественным наукам, у кого-то проявляются музыкальные данные и т.д.

Далее ориентирами выбора специальности являются приоритеты развития экономики страны. В последние годы повышенный спрос на специальности нефтегазовой и энергетической отраслей объясняется принятием Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, Стратегии использования энергетических ресурсов Казахстана.

Многие абитуриенты ориентируются на государственный образовательный заказ, т.е. на специальности, в которых наиболее нуждаются производство и социальная сфера. Сегодня значительное место в госзаказе занимают технические, педагогические и медицинские специальности, что связано с реализуемыми программами развития образования и здравоохранения, строительства 100 школ и 100 больниц, индустриально-инновационного развития республики и другими программами и проектами, нуждающимися в соответствующем кадровом обеспечении.

Как Вы считаете, на какие специальности в этом году будет высокий конкурс?

– Конкурс зависит от результатов единого национального или комплексного тестирования, количества мест государственного образовательного заказа на те или иные специальности. Как правило, конкурс разный для одной и той же специальности на казахском и русском отделениях.

Традиционно высокие конкурсы на “Менеджмент”, “Финансы”, “Учет и аудит”, “Экономику”, “Государственное и местное управление”, “Международное право”, “Регионоведение”, “Дизайн”, “Кадастр”, “Социальную работу”.

Очень важно получить хорошее образование у себя в стране, и поэтому хочется знать, какие вузы и средние учебные заведения сегодня находятся в десятке лидеров в целом по республике?

– В генеральном рейтинге 60 ведущих вузов Казахстана, проведенном в 2008 году Национальным аккредитационным центром МОН, в десятку лучших вошли Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, Казахский национальный технический университет имени К.Сатпаева, Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова, Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Карагандинская государственная медицинская академия, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы и Казахский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП).

Было проведено и ранжирование вузов по направлениям подготовки специалистов. Так, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахский государственный женский педагогический университет и Актюбинский государственный педагогический институт лидируют среди педагогических вузов, а КИМЭП, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана и Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза - среди гуманитарно-экономических вузов.

Казахский национальный технический университет имени К.Сатпаева, Восточно-Казахстанский технический университет им. Д.Серикбаева, Карагандинский государственный технический университет и Алматинский институт энергетики и связи возглавили рейтинг технических вузов.

По итогам конкурсного отбора прошлого года абитуриентами выбрано для обучения 106 высших учебных заведений. Наибольшее количество обладателей образовательных грантов изъявили желание обучаться в Казахском национальном техническом университете имени К. И. Сатпаева, Южно-Казахстанском государственном университете имени М. Ауэзова, Казахском национальном университете имени аль-Фараби, Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева и в Казахском национальном медицинском университете имени С. Д. Асфендиярова.

Где и как можно получить кредит для образования, насколько нам известно, в структуре МОН была организация, которая занималась этими вопросами.

– Да, в структуре нашего министерства функционирует АО «Финансовый центр», который осуществляет работу по выдаче гарантий по кредитам, предоставляемым студентам банками второго уровня, и обеспечивает возврат ранее выданных государственных образовательных и студенческих кредитов. Подробнее с условиями кредитования можно ознакомиться в АО «Финансовый центр», расположенном по адресу: город Астана, 010000, пр. Кабанбай батыра, д. 37, офис 4, или по телфону 8 (3172) 24-41-70; 24-41- 29
mail: fincenter@fincenter.kz

- Спасибо за интервью.

Источник: Казинформ, интервью было дано 23 мая 2009 г.

Категории и рубрики: 
Обучение: 

Комментарии

Аватар пользователя Маржан

Саламатсыз ба? Мен ҰБТ дағы4шіпәндіалып тастауыңызды сұраимын.Яғни,орыстілін өиткені орыс тілінен алынған баллды санамаиды және уақыт алады 5 пәнге 3,5 сағат та аз деп ойаимын.мысалы математикадан бір есеп аз дегенде бірнеше жолмен шешіледі оган әр есепке 1 минут ол аз шыгару жолы узак есептер кем дегенде 4-3 мин алады.Сандықтан 4 пән және 3,5 болса деп өтініш білдіремін.Өтініш білдіруші:10 сынып оқушысы Саяқова Маржан.

Аватар пользователя Гость

Қайырлы күн! мен Көкшетау қаласының №8 орта мектебінің 10 сынып оқушысымын. Бізге ұл балалар жүргізуші курсында таза тегін оқиды, ал қыз балалар мүлде оқымайды деді. ол заң бұзушылық қой. 3 қызды оқыту қиын мәселе ме?

Аватар пользователя Бақытжан

Ассалау мағалейкум 2010да болатын ҰБТда өзгеріс бар ма?

Аватар пользователя Сейлбек

Ассаламалейкум Жансейт аға. Мен қазір 11 сынып түлегімін. Біздің мектептен жаңадан ашылайын деп жатқан Н.Назарбаев атындағы университетке оқушылардың тізімін алды. Тест қарашаның аяғында болады деген,бірақ тестке әлі шақырған жоқ.Енді тестті қашан тапсыратынымызды білмей отырмыз. Менің сол университетке түскім келеді және түсемін деген мақсат қойдым. Біз тестті қашан тапсырамыз соны сұрағым келіп еді. Менің 5 таңдаған пәнім ағылшын. жаубын күтемін.

Аватар пользователя Kural

Уважаемый Жансейт Кансейтович!

Мы Вам хотим сообщить о многочисленных нарушенииях и беспределе творимый зам. директором Биназаровым Айдарханом на Жамбылском Гуманитарном колледже им. Абая.
1 факт – По приказу Министра на 4 выпускном курсе проводится тест-экзамен. Но никто не знает, что за тест. Завучы ничего не объясняет, только говорят, кто не сдает – тот не получит диплом. Это мероприятие стало выгодно только для Айдархана Биназарова. Будущие учителя группы И-1-06 и И-3-07 на 100 процент не смогли сдать тесты. 50 студента из Информатики получили «двойки». Спрошивается, четыре года как они обучались, кто им преподовал?... Нужен был анализ, какие-то выводы делаеть. Но ничего не было. Сразу же, на следующий день потребовали собрать с каждого студента по 1000-2000 тенге. Якобы, надо отдать комиссию Обл.ОНО, состоящий из 3 человек, тогда они поправить оценки. Денги собрала зав.компьютерным центром Шолпан Жаксылыкова, руководил операцию Айдархан Биназаров.
2 факт – За последнее 3 года по инициативе опять же зам. директора А. Биназарова собирается денги (в объеме 20.000 – 30.000 тенге) от отличников учебы, которой заканчивает колледж с красным дипломом. Исполнительница – зав. отделением филологии Д. Сапарова. После этого во время государственных экзаменов от преподавателей с угрозой уволнения педучилища не знала.
3 факт – Для перевода от одного курса на следующий курс проводится экзамен на компьютере. И это провильно. Но страшно то, что никто – и студент, и преподаватель не знает какие предъявляется требования к этим экзаменам, по какой Правиле и по какой программе он проводиться. В деиствительности их вообще нет. Весь секрет в руках двух человек – А. Биназарова и Ш. Жаксылыковой. Ни один студент не может точно узнать, сдал ли он или не сдал, сколько набрал балл, где ошибся, только оглашается список тех, кто не сдал. Каждый раз больше половины студентов проваливается. Это значит, что каждый из них должен собрать по 1000-2000 тенге как положено. Иначе не допустит к пересдаче. Все узаконено.
4 факт – При распределении нагрузек на преподавателей в начале учебного года также начинается сбор средств. Объективное, обычное распределение не получится. Опыт, стаж, квалификация учителей не учитывается. Вместе него организуется шантаж, распространяется разного рода слухи. Кто хочет иметь нормальные ставки и свои предметы будеть внужден платить от 15-ти до 20 тысячи тенге. Кто не хочет, пожалуйста, бери остатки и приходи на работу неудобное для тебя время (продалжение след.страниц.).
5 факт – Последние годы зам. директора А. Биназаров выдумал еще один способ вымогать денги. Естественно, студентки выходят замуж, становятся беременной. Такие студентки обычно просят отгулы, отпуски, чтобы потом придти и сдать экзамены. Но бесплатно этого не делает никто. Опять зам. А. Биназаров через своих помощников требует мзду. Например из группы К-1-06.
Может быть, Вы не поверите... Но это сущая правда. Только вопрос – как это было возможно вообще.
А) Во – первых, А. Биназаров, был хорошим другом бывшего директора департамента образования Жамбылской области Дуйсена Абдраймова, тот его и прикрывал.
Б) Во – вторых, директор колледжа С. МУСАЕВА уже не может противостоят ему, только делает вид что не знает ничего, потому что, они вместе творили много «чудеса» в разное время.
В) В – третьих, он безграмотный, абсолютно не знает своего предмета, никогда до конца не проводил 45 минутного урока. Свое время заведовал заочным отделением и занимался только сбором денег. Учебно-воспитательная работа для него – БИЗНЕС. Но тем не менее имеет некоторых знаков, медалей. Но он сам открыто признает, что они ВСЕ КУПЛЕНЫ.
Г) В – четвертых, несплоченность и боязнь коллектива развязывает ему руки и ноги, дает ему полную свободу деиствии, неоднократно заявляли о его правонарушениях и беспределе творимых им. Его проверяли работники финпола области и КНБ. Хотя было все доказано он выкрутился, писмо закрыли как анонимное. После этого коллектив не мог открыто выступит против него, ведь сотрудники органов тоже продаются и бывает нечестными. Поэтому Айдархан Биназаров и дальше творит свои темные дела, ТЕРРОРИЗУЯ ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВ (продалжение след.страниц.).

Просьба:
1.Организовать полную, независимую проверку деятельности вышеуказанных лиц и принять самые строгие меры.
2.Организовать объективный, независмый, закрытый опрос всех членов коллектива, для выяснения всех обстоятельств и причин правонарушении .