Интерактивное обучение химии

ХимияУчитель химии школы-гимназии №2 г. Астаны Райсханова Г.С. Важнейшая задача образования - научить выпускника школы жить и плодотворно трудиться в мире глобальных информационно- коммуникационных сетей, Интернета, мультимедийных ресурсов. Развивая информационную компетентность, подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации. Комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного интерактивного урока с вовлечением всего класса. Оснащение кабинета химии компьютером, многофункциональной интерактивной доской ACTIVboard, тестирующим устройством Promethean AktivVote с программным предметным оборудованием – миникомпьютером GLX, теле-, видео-, аппаратурой, электронными пособиями и учебниками, всеми реактивами способствуют качеству современного образовательного процесса. Инновационный процесс обучения и воспитания в реализации принципов связи теории с практикой, наглядности и доступности, позволяет глубже понимать суть научных концепций предмета химии и отношений с окружающим миром и природой, организовать самостоятельное практическое исследование, научно- исследовательские проекты выполнять на уровне. Применение в учебном процессе мультимедийных технологий обучения химии позволяют:

  • оптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных занятий по предмету, объяснение нового материала, закрепления, мотивации, рефлексии;
  • использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне;
  • осуществлять повторно передачи учебного материала;
  • повысить развивающий и интеллектуальный потенциал уроков;
  • разработать виртуальные стенды для лабораторных работ, выполнять виртуальные работы с вредными веществами.

Сами учащиеся с удовольствием создают презентации, интеллектуальные тренинги, тесты, схемы превращения в электронном варианте и с гордостью демонстрируют свою творческую работу. Работы моих учеников составляют основу дидактической базы обучения химии. Изучение технологии интерактивного оборудования является темой научно- исследовательской работы учащихся 8,11 классов. Интерактивная доска - управляющийся экран, многофункционален, демонстрировались фрагменты с готовых электронных носителей информации по химии или видеофрагменты химических опытов, взятых на сайте «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru) или в режиме доски используется со всеми функциями и возможностями проекции и записи. Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций к интерактивной доске, чтобы во время урока учащиеся принимали непосредственное участие в работе именно на интерактивной доске. В настоящее время разработаны мультимедийные презентации для обобщающих уроков по темам «Металлы и неметаллы», по органической химии, «Периодическая система химических элементов», «Таблицы по технике безопасности», «Пища и здоровье», «Курение –опасно для здоровья», мультимедийный комплекс «ВОДА» (призер городского тура, дипломант «Потрфолио 2006» конкурса исследовательских работ учащихся). В качестве примера предлагаю обобщающие упражнения с использованием интерактивной доски мультимедийную презентацию, собранную из нескольких, и вопросы к каждому слайду. Также в работу вставлены фотографии с обобщающих уроков в разных классах, на которых использовались приведенные мультимедийные технологии, видеофрагменты практических работ. Использую VCT-шаблон, в котором могут находиться несколько файлов одновременно: интеллектуальный тренинг, поурочный план, этапы урока, вопросы проработки темы, тесты, контрольные вопросы, фрагменты из нескольких презентации. Проводим теоретические презентации с интегрированной беспроводной системой тестирования, которая выдает объективный отчет результатов тестирования. С помощью мини-компьютера GLX можно проводить научные моделирования и использовать программы анализа, например, РН – среды. (Это тема научного проекта учащихся 8 класса, они изучают принципы работы с многофункциональным электронным GLX). Применение электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Использую несколько программных продуктов фирмы «1С»: «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» [1] , «Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без…» [2], "Уроки по химии Кирилла и Мефодия", «Химия 8-11» МОН РК, «Подготовка к ЕНТ». Интерактивные обучающие задания, входящие в эти программные продукты, оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Это утверждение подтверждается результатами анкетирования: 91% учащихся ответили, что им нравится работать с интерактивными обучающими заданиями, а у 85% учащихся увеличился интерес к изучению химии. В интерактивных обучающих заданиях используются компьютерные модели, демонстрируются фотографии и видеоизображения реальных объектов, что позволяет учащимся получить более полное представление о строении и свойствах веществ. Учащиеся отмечают, что усвоение знаний происходит легче, полученная информация усваивается достаточно прочно, возрастает качество знаний учащихся, увеличивается осознанность усвоения [5]. Использование виртуального микроскопа фактора выполнения безопасного чистого эксперимента – элемент экспериментальной работы:

  • Интегрированные приборы для практической тренировки на уроке
  • Презентации подготовленные учащимися, учителем для обучения ключевым опорным знаниям, выполнение практической части проектов
  • Формирование и развитие навыков лаборантов - менеджеров урока

Интерактивные обучающие задания применяю при изучении нового материала. Учащиеся готовят опережающие презентации, что способствует развитию индивидуального и углубленного внеклассного обучения. Для закрепления изученного, для контроля и самоконтроля, использую электронные учебники с тестами. Учащиеся работают с ними не только на уроках, но и дома при выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам. Интерактивные обучающие задания включают: задания, иллюстрации, гиперссылки, позволяющие перейти к видеофрагментам, фотографиям, моделям, дополнительной и справочной информации, Для учащихся с различным уровнем знаний имеются два уровня сложности: базовый и углубленный. Интерактивные обучающие задания используются в режимах тренажера, проверочных и контрольных работ. Учащиеся работают с интерактивными обучающими заданиями в режиме тренажера, в результате чего осуществлялось лучшее усвоение полученных на уроке новых знаний. Интерактивный курс химии - уроки снабжены мультимедийными иллюстрациями, виртуальными химическими экспериментами, интерактивными упражнениями и проверочными заданиями для наилучшего восприятия и усвоения знаний, а также развития практических навыков и умений. Виртуальная химическая лаборатория — настоящий интерактивный эксперимент (получение, исследование свойств, распознавание веществ), проведение в оборудованном кабинете химии. Ход проведения эксперимента озвучен. Интерактивный урок состоит из следующих элементов:

  • «Мой урок»: теоретический материал в полнотекстовой версии и в форме опорного конспекта. Это позволяет пользователю заниматься в разных режимах, ускоренном и размеренном, и самостоятельно выбирать уровень своего погружения в предмет. Учебный материал иллюстрируют красочные мультимедиаобъекты: анимации, интерактивные карты и схемы. В уроки заложены проверочные тесты разных типов (множественный выбор, установление соответствий и последовательностей, сортировка элементов, задания с картами и схемами, и т.д.). Часть тестов основана на контрольно-измерительных материалах ЕНТ, что позволяет эффективно подготовиться к этому экзамену. Урок рассчитан примерно на 2 часа занятий учащегося.
  • «Избранное»: личная папка пользователя, куда он может отбирать нужные фрагменты уроков для последующей работы с ними.
  • «Информация»: справочные материалы по предмету: терминология, биографии учёных. Словарные определения имеют аудиоверсии, озвучены профессиональными дикторами и актерами.
  • «Мой дневник»: результаты тестовых заданий, выполненных пользователем, с историей прохождения каждого теста и разбором допущенных ошибок. Программа снабжена видеодемонстрациями лабораторных опытов, интересными и познавательными иллюстрациями, терминологическим справочником.

"Уроки по химии Кирилла и Мефодия" - представление нового материала (аудио-лекции, опорные конспекты, наглядный материал); закрепление в форме интерактивных вопросов; выводы и обобщения в конце каждого урока; задания для отработки практического навыка по теме урока; информацию о количестве правильно решенных тестовых заданий; информацию о количестве набранных баллов за тестовые задания; упражнения по всем темам; виртуальный экзамен. "Интерактивные творческие задания. Химия 8-9" - оцените уровень знаний по предмету, не прибегая к скучным формальным методам. Ребят ждут электронные тесты, викторины, веселые игры, пазлы, кроссворды и многое другое! Эти разнообразные и интересные задания существенно повысят интерес к предмету. Анимации, красочные иллюстрации и схемы послужат превосходным наглядным материалом при объяснении новой темы. Такие необычные уроки очень нравятся ученикам, поэтому все знания отлично усваиваются, а информация быстро запоминается. Литература:

  1. 1. Ахлебинин А.К., Ахлебинина Т.В., Карпов В.А, Лихачев В.Н., Лазыкина Л.Г., Ларионова В.М., Маерле А.А., Нифантьев Э.Е. Чайков С.Г. “Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без...” Версия 3,7 Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. "1С", 2006 г.
  2. 2. Чайков С. Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий. Автореф…к. пед. н. – Москва, 2004.
  3. 3. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии» - М.,ООО «5 за знания», 2006.
  4. Ресурсы Интернета: http://school-сollection.edu.ru/
  5. httр://kabinet54.narod.ru/
Категории и рубрики: 
Обучение: 

Комментарии

Аватар пользователя Гость Гали

почему у нас нет школ с уклоном по химии?