Рейтинг лучших университетов России

Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей.

Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2007/08 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 157 отличников и 333 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.

Высшие позиции рейтинга заняли:

  1. Новосибирский государственный университет;
  2. Воронежский государственный университет;
  3. Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ;
  4. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  5. Московский физико-технический институт (государственный университет)

К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т.е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап – тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники – проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур – ролевые игры – выявлял лидерские и организаторские качества соискателей.

В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы, в числе которых были и научно-популярные лекции. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% - мнение студентов и 60% - экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.

В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:

  • данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%);
  • данные по итогам второго тура – ролевых игр среди студентов (18%);
  • конкурс грантов для молодых преподавателей (40%);
  • оценки проектной активности стипендиатов на основании присланных заявок на участие в Зимней и Летней школах (6%);

Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.

комментарии к рейтингу

1. О чем свидетельствует высокая преподавательская оценка.

Самые высокие преподавательские баллы оказались у вузов:

  1. Уральский государственный университет им. А.М.Горького (6,66)
  2. Воронежский государственный университет (6,60);
  3. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (6,54);
  4. Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева (6,47);
  5. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (6,45);
  6. Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) (6,45);
  7. Челябинский государственный университет (6,44);
  8. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (6,43);
  9. Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского (6,37);
  10. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (6,35),
  11. Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) (6,35).

Как правило, высокие места в рейтинге у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают Советы молодых ученых.

2. О чем свидетельствует студенческая оценка первого дня (тестирование).

Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:

  1. Государственный университет - Высшая школа экономики (6,31);
  2. Новосибирский государственный университет (6,25);
  3. Московский физико-технический институт (государственный университет) (6,17);
  4. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (6,07);
  5. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (5,98);
  6. Санкт-Петербургский государственный университет (5,94)
  7. Московский инженерно-физический институт (университет) (5,93)
  8. Пермский государственный университет (5,90);
  9. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (5,81);
  10. Воронежский государственный университет (5,75);
  11. Уральский государственный технический университет, Екатеринбург (5,71)

На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов. Из них 20 вопросов - на эрудицию, 60 - на пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся там отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.

2. О чем свидетельствует совокупность баллов ролевого тура отборов и баллов проектной активности стипендиатов

В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в:

  1. Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (4,09);
  2. Курском государственном медицинском университете (3,97);
  3. Воронежском государственном университете (3,95);
  4. Белгородском государственном университет (3,92);
  5. Новосибирском государственном техническом университете (3,88);
  6. Новосибирском государственном университете (3,86);
  7. Тверском государственном университете (3,85);
  8. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул (3,84);
  9. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (3,82);

Самые высокие совокупные баллы оказались у студентов лучших региональных вузов. Это говорит об их восприимчивости к новому, более активной жизненной позиции в сравнении со студентами столичных вузов, желанию развиваться самим и развивать мир вокруг себя. Таким образом, это свидетельствует об их высокой конкурентоспособности после окончания вуза.

Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2009/10 учебный год.

Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru, www.fond.potanin.ru

В составлении рейтинга принимал участие главный специалист журнала «Эксперт» Ю. Полунин. Параметрические данные предоставлены ООО «Центр интенсивных технологий обучения», компанией «ЕВМ», проводившими конкурсные отборы и Зимние и Летние школы.

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reiting_vuzov_rossii.doc173.5 КБ

Комментарии

Аватар пользователя Дидар6293

Здравствуйте! Можно ли поступить через "Болашак" в Российские вузы точнее в РГУНГ "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина."? заранее спасибо!!!

Аватар пользователя Дидар6293

Смотрит ли степендия  "Болашак" на аттестат о законченом среднем образовании............. если да какой должен быть средний балл?