Как подготовиться к IELTS, Часть 4 - Listening и Speaking.


Listening

Итак, Listening. Справедливо считается самым сложным модулем, так как имеет массу подводных камней, где потерять ответы можно просто по неосторожности и несобранности. С другой стороны, именно Listening нацелен максимально на проверку именно знания языка, и люди с блестящим знанием языка сдают его без проблем (правда срезаются на других модулях :). В чем суть задания?

У вас есть вопросник, в нем 40 вопросов. Они разделены на четыре блока, по 8-12 вопросов на блок. Первый блок вопросов самый простой, его можно провалить только по невнимательности, дальше сложность растет. Четвертый блок одолеть полностью сложно. По каждому блоку вопросов вы слушаете текст, который вам читают дикторы на кассете/диске. Ответы на вопросы вы должны вылавливать в звучащем тексте или диалоге и быстро вписывать в черновик (он же вопросник). Не волнуйтесь, у вас будет время аккуратно переписать все ответы в лист ответов - главное чтобы вы потом сумели разобрать свои каракули. Представляете как обидно будет если вы не сможете переписать в Answer Sheet правильный ответ только потому что неразборчиво его нацарапали а потом забыли что это означает! Вопросы предварительно смотреть нельзя, только текущий блок. Звуковой файл проигрывается ОДИН РАЗ - это и есть самое сложное. Более того, все 4 блока звучат подряд, с небольшими паузами между ними. Т.е. звук запускается в начале модуля, звучит полчаса и в конце выключается. Все.

Как правильно сдавать Listening? Это не так сложно как кажется. Есть четкие рекомендации. Перечислю самые важные на мой взгляд.

ВРЕМЯ. Не теряйте времени ни в коем случае! Запущенная звуковая дорожка ждать вас не будет. Пока вы долго ковыряетесь с одним вопросом, вы гарантировано пропустите несколько следующих, проверено на личном опыте! Превратитесь в слух, отключитесь от всех внешних раздражителей, вы - это только ваши уши, вопросы перед глазами и карандаш в руке. Разумно используйте время пауз. Когда вам говорят "теперь вы можете проверить свои ответы", а потом дают паузу чтобы бросить взгляд на вопросы следующего блока - все это время вы должны быстро изучить вопросы следующего блока! Постарайтесь запомнить смысл этих нескольких вопросов, чтобы в звучащем впоследствии куске текста автоматически вылавливать логические связки с этими вопросами, тем самым получая ответы. Паузы для ознакомления у вас будут даже внутри блоков, потому что и там вопросы делятся на группы по 3-4 вопроса, и каждая группа отделяется небольшой паузой. Если вы чувствуете что не можете ответить на какой-то вопрос - оставьте его, забудьте про него, смиритесь с потерей и быстро переходите к поиску следующего ответа! Поверьте, один сознательно потерянный вопрос лучше, чем 3 из-за него пропущенных.

НОМЕРА ВОПРОСОВ. Это очень важный пункт, из-за которого лично я прошляпил на первом тесте 3 вопроса. В чем суть? Как я уже сказал, отвечать на вопросы надо группами, они обычно группируются по 3-4 вопроса (только в последнем блоке все 10 идут вместе). Так вот, перед каждой такой группой диктор четким голосом произносит - "а теперь смотрите внимательно и отвечайте на вопросы с 21-го по 27-й", ну для примера. Так вот - внимательнейшим образом слушайте, КАКИЕ вопросы (с какими номерами) будут в следующей группе вопросов, и занимайтесь только ими. Отслеживайте это, и тогда вы будете держать руку на пульсе теста и выполнять все четко, спокойно и последовательно. У меня получилась такая проблема - например на странице вопросника были вопросы с 21 по 24, я сижу и вылавливаю ответ для последнего 24-го вопроса... Сижу я сижу, слушаю, слушаю, что-то нет ответа в речи, я уж нервничать начал, и тут диктор говорит "теперь отвечайте на вопросы с 28-го по 30-й". Меня холодный пот прошиб, как 28-го??? Я же смотрю на вопросы 21-24!!! А оказывается, диктор сказал что эта группа вопросов с 21-го по 27-й, я это НЕ РАССЛЫШАЛ, и думал что группа то что видно на странице, перевернуть ее не догадался, думал, рано еще. Прошляпил ответ на 24-й вопрос, ну с кем не бывает, один вопрос не проблема. НО - ожидая и дальше ответа на 24-й вопрос, и не зная что в группе еще и 25-26-27 вопросы, я пропустил их все! Я может быть обьясняю запутанно, но перечитайте это еще раз, это важно :)

НАПИСАНИЕ. Знаете ли вы, что экзаменаторы IELTS считают ответ неверным если он неправильно написан? То есть слово верное, но написано неправильно! Например надо было написать цену билета "$5", а вы написали "5". Это все - ошибки, как это ни странно. Будьте очень внимательны к тому, что вы пишете в ответах. Часто в вопроснике пишут "пишите не больше чем 4 слова в ответе на этот вопрос" - пожалуйста, следуйте этому требованию.

Если у вас нет проблем с Listening, если вы четко и ясно различаете устную речь, то проблем с этим модулем у вас не возникнет. Дикторы на тесте записаны хорошие, произносят текст четко и понятно, хоть в последнем блоке и быстро.

Очень помогает в подготовке к Listening тренировка дома, берете запись теста, лучше разных тестов, и проходите ее много раз. Также стоит слушать аудиокниги и радиопередачи, вобщем все, что качает восприятие речи на слух.


Speaking

Последний модуль теста - Speaking. После Writing все получают карточки на которых написано индивидуальное время и место проведения Speaking. В том центре где сдавал я, Speaking назначался в тот же день, в диапазоне примерно с 14-30 до 19 часов, на каждого минут по 20. А в других центрах сдачи, я знаю, иногда записывают на Speaking даже на другой день. В общем, вы получили бумажку с вашим временем - и вы свободны. Можно уходить обедать, гулять вокруг тестинг-центра, нервно зубря фразы-шаблоны :), но лучше все же дать мозгам отдохнуть, они и так устали после трех модулей очень сложного теста. Я помню, что в отведенный мне час я кое-чего перекусил, и оставшееся время просто сидел на скамеечке, тупо глядя на бродящих вокруг голубей.

Итак, до вашего времени осталось 10 минут - надо уже быть на месте сдачи чтобы вас визуально отметил персонал центра. Они еще раз укажут на нужную дверь и попросят не волноваться.. Ага, как же.

И вот вас вызывают и вы заходите в класс. Сразу можете бегло оценить преподавателя - молодой/старый, мужчина/женщина, доброжелательный/сердитый и т.д. Все преподаватели этот тест должны проводить как роботы, ни одной вольной фразы, никакой лишней эмоции, запомните - задача у них такая - они не тестируют вас, и не общаются с вами (!), а просто читают вопросы из темы, а до ваших ответов им далеко все равно. Преподаватель на Speaking - это робот читающий вопросы, не забывайте.

Но все таки люди отличаются друг от друга, и поэтому я сказал - оцените бегло - кто будет принимать у вас тест. По моему мнению - мужчины говорят медленнее и четче чем женщины (у женщин в среднем выше тембр и выше скорость речи), пожилые люди в среднем более добродушны, а благожелательность преподавателя может вылиться в таких мелочах, как например, он не будет акцентировать паузу после недостаточного ответа а может сказать well и перейти дальше, или он увидит что какой-то вопрос вам более понятен и потратит на него чуть чуть больше лимита времени, да мало ли какие бывают нюансы.

Итак, вы подошли к столу, естественно good day или даже hello (легкая неформальность не страшна). Далее у вас просят паспорт. Они ставят галочку в списке и говорят что дескать весь тест будет писаться на пленку. Сразу же нажимается кнопка записи и .. let's begin!

Speaking делится на три части. Первая часть - о себе, любимом. Все вопросы жестко регламентированы и читаются преподом со своей бумажки. Ну сначала чаще всего рассказать о себе с какой-то стороны - кем работаете, нравится ли работа, почему выбрали, не хотите ли сменить; или кто у вас в семье самый дорогой для вас (приготовьтесь и к такого рода вопросам), с кем вы проводите большинство времени, и как, опишите такой тип людей, чем они характерны; или где вы живете, в доме или квартире, в центре или на окраине, каковы преимущества и недостатки. Затем следуют еще несколько вопросов по той же теме - а вот почему, а вот как лучше, а вот как вы считаете, и т.д. Всего вопросов 5-7, не больше. По времени минут 5.
В общем заранее тут подготовиться почти невозможно. В интернете есть масса ресурсов с собранными темами Speaking, но поверьте мне - составители теста смогут найти для вас что-то новенькое и оригинальное, не встреченное ни в одном сборнике тем. Поэтому готовьтесь к первой части Speaking - просто рассказывая себе самому или кому-то о себе, что угодно, о семье, о прошлом, о школе, об армии - каждая речь на 4-5 минут. Темы есть, надо только попытаться начать. И если вы развяжете язык говорением на подобные темы, вас не испугает уже никакой необычный вопрос. Вы секунду соберетесь с мыслями - и спокойно будете рассказывать еще одну страницу из своей жизни.

Дальше - карточка. Вам дают картонку, на которой написано задание. Преподаватель говорит - обдумайте ответ в течение одной или двух минуты и отдав карточку, отвечайте. Берите карточку, и быстро ее читайте. Обычно на карточке задание строится следующим образом (примеры) - Опишите самый запомнившийся праздник в вашей жизни. Где он проходил и по какому поводу? Кто на нем присутствовал? Что вам запомнилось на нем больше всего? Или другая тема - Какой человек оказал на вашу жизнь наибольшее влияние? Почему? Расскажите вкратце о его жизни. В чем вы хотите или не хотите быть на него похожим?

В общем, на карточке предлагается описать некоторую ситуацию (первый вопрос карточки), и выделить в ней два-три аспекта, которые подчеркиваются остальными вопросами карточки. Для подготовки к вопросам по карточке вам предлагается лист бумаги и карандаш, в качестве черновика. Этот лист остается у вас до конца ответа по карточке, предполагается что вы напишете там краткие тезисы ответов, но лично я использовал этот лист для других целей.
В Speaking, как и во всем тесте в целом, действует правило - отвечайте точно и полностью на каждый поставленный вопрос. Это значит, что на каждый вопрос, перечисленный в карточке, вы должны дать четкий ответ. Если вы пропустите один из вопросов, например про праздник (см. выше) скажете что это было, где происходило, что впечатлило... но забудете сказать кто присутствовал (а это один из вопросов карточки) - это будет большой минус. Вот поэтому, оценив обстановку, я схватил этот листочек, и настрочил на нем сокращенно.. что бы вы думали? - вопросы из карточки :-) Преподавателю было все равно, а я хоть имел перед глазами список - на что отвечать...

Итак, ответ по карточке - это монолог. Вы говорите, преподаватель молчит (но следит за временем). Вы не должны говорить ни мало, ни много. Если на ответ дается 2-3 минуты (эту цифру я точно не помню), то 1 минута это так же плохо как и 5. Если вы проговорили все что хотели слишком быстро, или если сказали мало и больше не знаете что говорить - повиснет неловкая пауза - это большой минус. Если вы затянули ответ, и преподаватель перебил вас словами well, that's enough, с переходом к третьей части модуля - это тоже большой минус.

Внимание, повторю: На Speaking не должно быть пауз! И преподаватель не должен останавливать ваш словесный поток словами "достаточно"! Это грубые ошибки.
Если от вас ожидают ответа - никакой тишины! Тишина - это провал теста. Если вы не знаете что сказать, виляйте вокруг да около, несите связную чепуху, выкручивайтесь - только не молчите! Допустима пауза в 3-4 секунды на обдумывание ответа. И даже ее лучше разбавить каким-то мычанием типа aha!.... well... или that's interesting question, let me think a bit... А в это время уже стройте в голове фразы ответа. Но не молчите!

Есть на Speaking так называемые плохие вопросы. Это например, если вы не поняли вопроса. Прямо переспрашивать вопрос нельзя. Фраза sorry what did you say - ставит крест на вашем тесте :( Дать понять, что вы не расслышали вопроса - еще больший грех чем молчание. Или если вопрос вы расслышали и поняли, но совершенно не знаете что по нему сказать. Ну такие случаи бывают редко, обычный человек хоть что-то да из себя выдавит, приплетет на эту тему шутку и пример из личной жизни (это только приветствуется) и вопрос будет взят. Но бывают все-таки вопросы неберущиеся (как следствие стресса тестируемого, например).

Учебники (неофициальные) по подготовке к тесту предлагают несколько шаблонов чтобы уйти от плохого вопроса.

- слова о том, что если ты переспросил вопрос и это ставит крест на весь Speaking - ерунда! Здесь важен один момент: расслышал ли ты вопрос или нет, либо понял ли ты его или нет. Если ты просто банально отвлекся (что само уже плохо :) ), то переспрашивать можно... вежливо, неназойливо и с демонстрацией того, что ты можешь правильно вести беседу (это навыки коммуникации). Конечно это допустимо, скажем 1-2 раза за весь тест, а не на каждый вопрос :). А вот если ты вообще не понимаешь ни слова, что тебе говорят, а только выучил шаблон "Can you repeat your last question please ?" и как попугай его повторяешь, тогда конечно тебя сразу раскусят и выгонят с единицей. На спикинге проверяются навыки ведения беседы на любые темы, а не на качество слуха.... Поэтому категорично заявлять о том, что "как только переспросил что-то и сразу труба всей оценке" - неверно!

После ответа на карточку вас ждет третья, последняя часть модуля - дополнительные вопросы, связанные с темой из вашей карточки. Тут уж подготовиться к конкретным вопросам просто невозможно, ожидайте всего чего угодно. Вам возможно придется пофантазировать - неважно, от вас никто не ждет правдивых фактов вашей биографии (и никто не будет их проверять), как и никто не ожидает что вы будете высказывать свою честную точку зрения на вещи.
Отвечайте всегда так, как проще выразиться, и как логичнее и законченнее выходят фразы. Если вас спросят, как на ваш взгляд, будет выглядеть транспорт через 50 лет, и вы начнете отвечать как со страниц фантастического романа или фильма "5 элемент" - ничего, это нормально. На спикинге проверяются не факты, которые вы излагаете, а то, как свободно вы владеете языком, как легко поддерживаете беседу на разные темы. Так что фантазируйте на здоровье, но в границах здравого смысла, конечно. Вопрос - ваш ответ из одного или пары предложений. Вопрос - ответ. Всего вопросов около 7, может чуть больше.

Затем следует обоюдное thank you, выключение магнитофона, обоюдное good bye - и вы сдали тест!
Весь speaking занимает в среднем 14 минут, но мне они казались вечностью :)

Итак, повторю главные правила speaking.
- Внимательнейшим образом вслушивайтесь в вопросы преподавателя. Малейшее недопонимание - и вы потеряли вопрос.
- Плохие вопросы можно попытаться обойти шаблонами "ухода", но лучше на такие ситуации не нарываться.
- Не говорите ни слишком много, ни слишком мало на каждый вопрос. Ваш ответ должен содержать 2-3 не длинных предложения. Можно одно но посложнее. Впрочем не увлекайтесь сложностью, преподаватель может не понять разлета вашей мысли.
- Не молчите! Даже если вам задали вопрос а затем препод уронил карандаш и полез его доставать - продолжайте отвечать! На пленке не будет видно упавшего карандаша, а вот ваша пауза будет губительна.
- По карточке отвечайте четко и достаточно на каждый из вопросов.
- Не предлагайте для разговора другие темы - преподаватель не имеет права отступать от вопросника.

- оценку за speaking ставит тот же экзаменатор, который ведет тест. Запись на диктофон делается на случай жалоб. Если ты недоволен результатом, пишешь официальный запрос (за деньги), и они заново рассматривают твои результаты, при этом используется эта запись. Во всех остальных случаях, без жалоб, - оценка ставится тут же, в течении пяти минут после того, как ты вышел из кабинета. По крайней мере так делается в англоязычной стране, где я сдавал. И не думаю, что в Казахстане другие правила.

- в связи с этим пунктом есть доп. вывод: экзаменатор также смотрит на твой body language. Нужно быть спокойным, дать понять, что речь тебе даётся легко, поддерживать периодический контакт глазами. Это общие навыки коммуникабельности, помимо самого языка. Так что если нервно грызть ногти, чесать в затылке или стучать ногой по полу - это большой минус. Представьте что вы на интервью на работу, где смотрят на личность, с которой им предстоит работать - нужно произвести приятное впечатление. Конечно перегибать не стоит, например говорить комплименты экзаменаторам-женщинам я бы точно не стал. Просто лёгкая улыбка уверенного в себе человека, легкие кивки, иногда даже жесты руками в нужное время и не более того.

Ну вот, гигантский труд закончен, IELTS описан.

Также, для подготовки следует использовать следующие файлы:

Cambridge IELTS 5 with Answer Keys - http://files.gameworld.kz/?107341

Cambridge IELTS 6 with answers - http://files.gameworld.kz/?107358

Учебник IELTS to Success - http://files.gameworld.kz/?107696

Категории и рубрики: 

Комментарии

Аватар пользователя Skif 25-17

рахмет!

Аватар пользователя Batessa

Большое спасибо, Арман!

Аватар пользователя aya

большое спасибо! не знаете гда можно скачать аудиокниги на английском?

Аватар пользователя ктлсуперстар

спасибо за обзор!

Аватар пользователя Sultano

Thank u for information!