За и против ЕНТ

Официально у нас одиннадцатилетнее образование. Но фактически дети недоучиваются и до десяти. В старших классах никакой учебы нет.

Старшеклассникам заниматься некогда и незачем. Они зубрят тесты ЕНТ, на все остальное и учителя, и родители смотрят сквозь пальцы.

О каком-то творческом процессе, логическом мышлении или радости познания говорить не приходится. Все сводится к схоластическому, попугайскому заучиванию правильных ответов. Даже учебники им не нужны: несколько тонких брошюр с вопросами - вот и вся наука!

Престиж школы определяется средним баллом ЕНТ, набранным ее выпускниками. На чем основываются успехи многих учебных заведений? На том, что они возят детей в центры тестирования по два-три раза в неделю. Тут уж действительно надо быть особо тупым, чтобы не набить руку в выборе верного ответа. Но при чем тут учеба? И где тут знания?
Впрочем, не всем так везет. Сельские школьники лишены возможности ходить на тренировки. Их шансы против городских невелики. Место рождения определяет судьбу. Эдак мы и до кастового общества докатимся.

Есть и такой аспект. Единое национальное тестирование - это прежде всего тестирование нервной системы детей. В страшный день в первых числах июня их соберут в семь утра, трясущихся, невыспавшихся. Пройдет не менее трех часов, прежде чем они окажутся в аудитории. Все это проходит в атмосфере массового психоза: озабоченные учителя, сотрудники КНБ, досмотр, всеобщая подозрительность. Тяжелый стресс для детской психики. Даже хорошо учившиеся подростки могут элементарно "перегореть". Но второго шанса у них не будет.

Однако и это меркнет, когда дело доходит до самих вопросов теста. Казалось бы, ЕНТ существует уже шестой год, все вопросы должны бы быть отобраны по сорок раз, все заусеницы отполированы до блеска - но нет же!

Вопрос по биологии: назовите верховую породу лошадей. Ответ: орловский рысак. На ипподроме составители теста явно не бывали, иначе бы видели, что рысаки выступают в легкой коляске. И классифицируются соответственно: легкоупряжные.

А вот как звучит один из вопросов по истории: территория Западнотюркского каганата на севере и востоке начиналась с верхних течений Волги и Иртыша: Стоп! Волга начинается на Валдайской возвышенности, на северо-западе от Москвы. Исток Иртыша находится в покрытых снегами и ледниками хребтах Монгольского Алтая. Между этими регионами четыре тысячи километров, полторы длины Казахстана. Масштабно мыслят наши историки!

Вопрос по английскому языку: подберите синоним к слову bright (блестящий, яркий). Ответ: smart (умный, сообразительный)! А слово sad (грустный, печальный) вдруг оказалось синонимом слова dull (тупой, глупый). Неужели английский язык такой бедный? Да нет же, вместо sad вполне можно сказать cheerless, doleful, depressed, despondent, disconsolate, lugubrious, melancholy, dejected, sorrowful, mournful, downcast, regrettable, deplorable, unhappy, lamentable: Но и в самом деле, очень sad, что вопросы ЕНТ такие dull!

Вопрос по истории: по сведениям М. Кашгари, в VI веке название Сайрам носил город : Ответ: Испиджаб. Простите, но тюркский классик говорил строго наоборот - это Сайрам сначала носил название Испиджаб! И, кстати, впервые упомянут город был веком позже! Так же, как и не было в X-XI веках мавзолея Алаша хана - не родились еще тогда ни сам хан, ни даже его прапрадедушка! А ведь этот ляп кочует в тестах из года в год!

Вопрос по биологии: назовите заболевание почек. Ответ: энурез. Причинами ночного недержания мочи может быть что угодно - от органической патологии нервной системы и вплоть до психической неуравновешенности родителей ребенка. Но при чем тут почки?

Вернемся к истории. Возьмем масштабное событие - яркую, героическую страницу в истории казахского народа: победу над ойратами - "Калмак кырылган". По версии учебника "История Казахстана" для 10 класса под редакцией Толеубаева и Касымбаева, это произошло в 1727 году у озера Буланты. В учебнике под редакцией Турлыгула и Жолдасбаева дата та же, но озеро Буланты превратилось в реку. Зато уточняется, что сражение произошло в местности Карасиыр. Берем третий учебник под редакцией Жолдасбаева и узнаем, что было два сражения: в 1727 году на берегу реки Буланты и в 1728-м в местности Карасиыр. Открываем тесты ЕНТ - сражение было одно, но в 1728 году.

И как теперь быть школьнику, от которого ЕНТ требует однозначного ответа, если к единому знаменателю не пришли сами историки? Почему мы точно знаем, что Марафонская битва произошла две с половиной тысячи лет назад 12 сентября, а для битвы у водоема Буланты, случившейся менее трехсот лет назад, даже года нет?

За ЕНТ, или Плач по кормушке
Но при всем при том, что подготовка к сдаче ЕНТ губительно отражается на учебном процессе, не учит школяров мыслить логически и не дает вразумительного представления о познаниях подростков, мы вынуждены принять ее как меньшее зло. У нас просто нет другого выхода.

Что будет, если ЕНТ отменить? Ответ лежит на поверхности. Система образования по индексу восприятия коррупции и так вышла на малопочетное первое место, обогнав в трудной борьбе здравоохранение, таможню и даже дорожную полицию. Никто не питает иллюзий, что только анонимная, формализированная и компьютеризированная проверка знаний может быть хоть как-то беспристрастной.

Научный подход появляется там, где можно что-то объективно измерить. Сельский отличник, переехав в город, часто быстро скатывается на тройки. Как можно сравнить качество учебного процесса в разных регионах страны, если у организаторов системы образования не будет количественного критерия оценки знаний? Никак! А это значит, что провальные результаты деятельности нерадивых директоров будут из года в год неочевидны и бездарность в образовании станет априори неистребимой и ненаказуемой.

Вспомните былые времена. В списках абитуриентов напротив некоторых фамилий стояли малозаметные, поставленные карандашом точки. Для членов приемной комиссии это было равнозначно приказу: вытянуть бестолочь за уши любой ценой! Кто будет возражать ректору? Все понимали: ему это тоже не нравится, но и он человек подневольный. Долго ли вспомнить такую практику?

Даже сейчас, когда коды правильных ответов ЕНТ приравнены к государственным секретам, то и дело мы слышим об утечке информации. Сотрудники КНБ изымают компакт-диски с кодами, задерживают дельцов - в соответствии с частью 1 статьи 172 Уголовного кодекса РК им "светит" до пяти лет лишения свободы. А что будет, когда и эти барьеры упадут?

Просматривая список школ, показавших лучшие результаты по сдаче ЕНТ, порой диву даешься: а как вы-то оказались здесь, среди сплошных гимназий и лицеев? Откуда же такие успехи? Схожая проблема существует и в России: некоторые регионы РФ сдают ЕГЭ в 5-8 раз лучше, чем в среднем по стране (в Москве и то - лишь в 2-2,5 раза лучше). Причем в большинстве из них не найти ничего более высокотехнологичного, чем доска и мел, и преподавателей - хронический некомплект. Значит, нащупали каналы, несмотря ни на что! Но убери ЕНТ - и то, что сейчас имеет место как исключение, в отдельных случаях будет сплошь и рядом.

ЕНТ несовершенно, спора нет. Может быть, компромиссным решением проблемы могло бы быть более "мягкое" тестирование? Не одномоментное по пяти предметам сразу, а в течение пяти экзаменационных дней, предмет за предметом?
Это дало бы возможность проверять знания выпускников более тщательно - не по 25 вопросов по каждой дисциплине, а, скажем, 60 или даже 100. В таком случае ЕНТ уже не было бы лотереей, где может повезти, а может и нет.

Плюс то, что, сдавая тесты несколько дней, ученики не будут чувствовать себя как грешники на Страшном суде. Единичный психический срыв на одном из экзаменов не погубит их надежды на высшее образование. Дайте подростку еще один шанс.

Источник: "Экспресс-К", № 336 (16722) от 23.05.2009
Александр КАМИНСКИЙ, Алматы

Категории и рубрики: 

Комментарии

Аватар пользователя Дианочка

полностью согласна. ЕНТ - лотерея. и не каждому дано ответить на 125 вопросов. и плюс любой золотой мальчик из такой же семьи запросто обменяет тестник с обычным зубрилой. а что остается делать зубриле? только решать ему да бы остаться целым